2022-05-01

lapsa: (Default)
2022-05-01 07:19 am

Стругацкие "Град обреченный"

[MORE=читать дальше]Землян разных национальностей и из разных времен привлекают к участию в некоем Эксперименте. Людей собирают в жутком и сюрреалистическом месте и выдают им обязательную работу методом тыка, независимо от профессиональных навыков (причем каждые два года работа меняется, отказаться нельзя). В этом месте - искусственное солнце, странные животные и много стремной крипоты. В чем цель Эксперимента - так и не будет выяснено.
Главный герой - молодой восторженный поклонник коммунизма, не блещущий умом и прочими положительными качествами. За годы участия в Эксперименте он проходит эволюцию вместе с обществом - от энтузиазма первого года до репрессий, потом фашизма, потом застоя, потом полного разложения (причем буквально). Все эти годы он общается с самыми разными людьми - от мудрого и циничного еврея Изи Кацмана до нациста Гейгера.
Читала не впервые после большого перерыва. Что хочется отметить на этот раз:
Кафка авторов немного вдохновлял, хотя и не так явно, как в "Улитке на склоне".
Мерзкое отношение к женщинам. Их тут всего три, каждая(!) заслуживает от рассказчика характеристику "Шлюха" (всего слово встречается в книге 13 раз. Многовато, учитывая, что это не повесть из жизни white trash или о буднях борделя). Причем одна из героинь - жена ГГ, другая - любовница. Все три героини - для мебели. Впрочем, у Стругацких с женскими образами везде беда. Прямо чувствуется, что эта несчастная шлюшка Сельма - родная сестра ведьмочки Стеллы из "Понедельника".
Если сперва герои Стругацких были творческими и деятельными, во второй половине их литературной жизни, после окончания Оттепели, всё свелось к сидению героев на кухне и философским разговорам под выпивку, пусть и в самом фантастическом антураже, как здесь. Чувствуется тотальное разочарование в жизни.
Забавная деталь - в книге Крапивина "Острова и капитаны", как и здесь, есть герой-противный гопник не с самым очевидным прозвищем Копчик (только помоложе героя АБС). Учитывая, что Крапивин дружил с АНС, думаю, это такой привет.))
А в остальном - жуткие детали вроде исчезающего дома, павианов, антигорода и "Сегодня Ласковый и Простой заглянул ко мне в окно" впечатляют сильнее всего.
Но на фоне выдуманной крипоты самое страшное - эпизод с Ленинградской блокадой, о которой Борис Натанович знал по собственному опыту.

Картина Рериха, давшая название книге.

А вот тут понравились иллюстрации:
https://heleknar.livejournal.com/131135.html